План работы
ГУО «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района»
по реализации проекта «Зеленые школы» на 2019 - 2020 уч. г.
2.Направление «Энергосбережение»
Цель: изучение потребления электроэнергии, тепла в ГУО «Бочейковская средняя школа».
Задачи:
1. Провести изучение потребления электроэнергии в школе.
2. Провести изучение расходования тепла в школе.
3. Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе.
4. Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в школе.
5. Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома.
№ |
Задание |
Сроки выполнения |
Ответственный |
Содержание задания |
2.1 |
Провести изучение потребления электроэнергии в школе |
Январь |
Орлов В.В., учитель физики |
Составить отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания школы, размещенном в общедоступном месте, указать основные приборы, потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы. На сайте учреждения образования и на стенде в общедоступном месте разместить информацию о потреблении электроэнергии в школе. Указать дату выполнения задания и участников. |
2.2 |
Провести изучение расходования тепла в школе |
Февраль |
Пушко В.В., учитель математики |
Подготовить анализ расходования тепла в школе. На схематическом плане здания школы, размещенном в общедоступном месте, указать места потерь тепла. На сайте учреждения образования и на стенде в общедоступном месте разместить информацию о расходовании тепла в школе. Указать дату выполнения задания и участников. |
2.3 |
Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе |
Март |
Орлов В.В., учитель физики |
Составить план действий по сбережению электроэнергии и тепла в школе. План согласовать с администрацией учреждения образования, вывесить в общедоступном месте в школе, довести до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей, разместить на сайте учреждения образования. Указать дату выполнения задания и участников. |
2.4 |
Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в школе |
Апрель- май |
Орлов В.В., учитель физики |
Составить отчет о реализованных действиях по уменьшению энергопотребления в школе и их эффективности. Отчёт разместить на сайте учреждения образования. Указать дату выполнения задания и участников. |
2.5 |
Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома |
Март-апрель |
Орлов В.В., учитель физики |
Образцы результатов изучения потребления электроэнергии и расходования тепла дома, разработанные памятки разместить на сайте учреждения образования. Указать дату выполнения задания и участников. |
Проект «Расходование тепла в школе»
Цель: провести изучение использования тепловой энергии в школе, проанализировать эффективность использования тепла в школе, составить план действий по его рациональному использованию.
Задачи:
- Провести упрощённый аудит использования тепловой энергии в школе и анализ его результатов.
- Приобрести личный опыт и умения по определению расхода и экономии тепловой энергии.
- Распространить информацию о работе среди всех учащихся и педагогического коллектива.
Область исследования: тепловые ресурсы школы и их сбережение, влияние энергосберегающих мероприятий на окружающую среду.
Объект исследования: энергосистема школы.
Предмет исследования: использование тепловой энергии в школе,
Актуальность проекта
Обогрев зданий в холодное время года требует много тепловой энергии, да и счета за эту услугу значительно больше, чем за электроэнергию. Белорусские стандарты определяют комфортную температуру внутри помещений на уровне не ниже 18-20°С.Если рассмотреть тепловой баланс зданий, станет ясно, что большая часть тепловой энергии отопительной системы идет на то, чтобы перекрыть потери тепла.
Проведение аудита использования тепловой энергии в школе направлено на определение мест с наибольшими теплопотерями в здании школы.
Энергетический аудит – это обследование здания с целью сбора информации об источниках энергии и её потреблении, разработка рекомендаций и технических решений по снижению энергетических затрат.
Основные задачами упрощенного (предварительного) энергоаудита являются:
- определение годового объема энергопотребления;
- приблизительная оценка потенциала энергосбережения;
- определение возможностей для реализации мер по повышению энергоэффективности;
Характеристика здания школы
ГУО «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района» расположена по адресу: Витебская область Бешенковичский район
аг. Бочейково ул. Заречная, 126А.
1 |
Назначение здания |
Учебное |
2 |
Год постройки |
1988 |
3 |
Этажность строения |
3 |
4 |
Компактность здания |
Прямоугольное здание с внутренним двориком |
5 |
Основной материал стен |
Бетон-кирпич |
6 |
Толщина стен, см |
50 |
7 |
Состояние окон: |
Обычные окна с двойными рамами. |
8 |
Наличие утепления |
Стены школы не утеплены. На крыше слой рубероида. Трубопроводы системы отопления утеплены. |
9 |
Система отопления |
Однотрубная вертикальная с возможностью регулирования отопления всего здания в теплопункте. |
10 |
Тип вентиляции |
Естественная через вентиляци-онную шахту. |
11 |
Использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ): |
ВИЭ не применяются. |
12 |
Тип кровли |
Мягкая |
Здание повернуто фасадом на юг. Поэтому большинство классных кабинетов освещаются и обогреваются в значительной степени солнечными лучами. Это дает значительную экономию электрической и тепловой энергии.
Важным аспектом, связанным с пассивным использованием солнечной энергии, является рациональное размещение помещений в здании.
На солнечной стороне находятся почти все учебные кабинеты. Один учебный кабинет и мастерская размещеныны западной стороне, где солнце светит только после 15.00. Но к этому времени учебные занятия подходят к концу. Спортзал размещен на северной стороне так, что солнечный свет вовсе не попадает.
Таким образом при проектировании и строительстве здания школы в достаточной мере учтены возможности экономии тепловой энергии.
Анализ теплопотерь
Теплопотери - это количество энергии (тепла), которую теряет здание за единицу времени. Величина этих потерь не является постоянной. Тепловые потери в основном зависят от: - Разницы температур в доме и на улице (чем разница больше, тем потери выше).
- Теплозащитных свойств стен, окон, перекрытий, покрытий.
- Существенные потери идут на подогрев попадающего внутрь помещения наружного воздуха («сквозняк»).
А теперь рассчитаем количество теплоты, которое потеряло здание школы за январь месяц 2020 года. В этом году зима была аномально теплая. Среднемесячная температура января составила около 0<sup>0</sup>С. Температура в классных помещениях составила около 20<sup>0</sup>С. Значит, разница между температурой на улице и в классе составила 20<sup>0</sup>С.
В физике существует такое понятие как сопротивление теплопередачи. Эта величина показывает, какое количество тепла просочится через квадратный метр конструкции при заданном перепаде температур.
R = ΔT/q
где
- q – это количество тепла, которое уходит через квадратный метр поверхности стены или окна. Это количество тепла измеряют в ваттах на квадратный метр (Вт/ м<sup>2</sup>);
- ΔT – это разница между температурой на улице и в комнате (°С);
- R – это сопротивление теплопередачи (°С/ Вт/ м<sup>2</sup>или °С· м<sup>2</sup>/ Вт).
Теперь рассчитаем, какое количество тепла ушло из здания школы.
Начнем с окон. Из специальных таблиц известно, что обычное окно с двойными рамами имеет сопротивление теплопередачи R=0,37, ΔT=20°С.
q =54 Вт/ м<sup>2</sup>
Суммарная площадь окон школы составляет S<sub>окон</sub>=716 м<sup>2</sup>.
Количество теплоты, ушедшее из здания школы через окна составляет
Q<sub>окна</sub>= 54 Вт/ м<sup>2</sup> 716 м<sup>2</sup>=38644 Вт.
Теперь стены. Стены школы изготовлены из кирпича. Толщина стен 50см. R=3,3.
q=6 Вт/ м<sup>2</sup>
Общая площадь стен составляет 2740м<sup>2</sup>. Из этой величины вычтем площадь окон 716м<sup>2</sup>. Имеем S<sub>стен</sub>=2740м<sup>2</sup>-716м<sup>2</sup>=2024м<sup>2</sup>
<sub>Qстен</sub>= =6 Вт/ м<sup>2</sup> 2024м<sup>2</sup>=12144Вт.
Не малое значение в сохранении тепла играет крыша строения. Она защищает стены и фундамент от осадков, обеспечивает теплозащиту внутренних помещений.
R=3,1
q=6 Вт/ м<sup>2</sup>
Общая площадь крыши составляет S<sub>крыши</sub>=1990м<sup>2</sup>
- <sub>крыши</sub>= =6 Вт/ м<sup>2</sup> 1990м<sup>2</sup>=11940 Вт.
Общее количество теплоты, теряемое зданием школы через окна, стены и крышу составляет
- = Q<sub>окна</sub>+ Q<sub>стен</sub>+ Q<sub>крыши</sub>=38644 Вт+12144 Вт+11940 Вт=62728 Вт
Теперь рассчитаем, какое количество тепла ушло за январь месяц.
- =62728 Вт 2678400с=168010675200 Вт =46670 кВт
Согласно счетчику расхода тепловой энергии, количество теплоты, полученной зданием школы за январь месяц равнялось Q<sub>получ</sub>= 65 Гкал=75544 кВт . Значит тепловые потери составили 61%.
Перспективный план по экономии теплоэнергии в школе
У современных стеклопакетов сопротивление теплопередачи R=0,72. Поэтому они дают возможность сократить теплопотери окон почти в 2 раза. Промывка системы отопления дает возможность повысить теплоотдачу радиаторов батарей. Заграждающие экраны также уменьшают поступление теплого воздуха от батарей в помещение.
Поэтому в качестве рекомендации по экономии тепловой энергии в школе являются следующие пункты:
- установка двухкамерных стеклопакетов;
- химическая промывка системы отопления;
- замена заграждающих экранов в спортивном зале;
2. Направление «Энергосбережение»
Цель : изучить потребление электроэнергии, тепла в ГУО «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района»
- Задачи: провести изучение потребления электроэнергии в школе.
- Провести изучение расходования тепла в школе.
- Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе.
- Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в школе.
- Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома.
Задание 2.1 Провести изучение потребления электроэнергии в школе
Дата выполнения: январь – февраль 2020 г.
Целевые группы: 8, 10 классы
Список участников исследования:
- Буявец Артур
- Долгий Денис
- Дятел Максим
- Литвинова Анастасия
- Матиевский Илья
- Насыр Виктория
- Плиско Полина
- Савенко Алексей
- Гайсёнок Владимир
- Конопелько Дмитрий
- Лисовская Наталья
- Савельев Станислав
- Шипуля Иван
- Юшкова Екатерина
Этапы выполнения задания и результаты:
1.Вводное занятие по теме «Аудит использования электроэнергии».
2. Сбор первичной информации и анализ потребления электрической энергии за 2018-2019 годы (изучение документации по учёту потребления электроэнергии за 2018-2019 годы).
3.Составление диаграммы потребления электрической энергии в школе за 2018-2019 годы.
4. Создание схем электропотребления в школе
Схема потребления электроэнергии в школе (1-й этаж)
Схема потребления электроэнергии в школе (2-й этаж)
Схема потребления электроэнергии в школе (3-й этаж)
5.Создали группы обучающихся, которые изучили основные приборы, потребляющие электроэнергию, места потребления электроэнергии, режим работы приборов.
6.Составили таблицу, в которой указали основные приборы, потребляющие электроэнергию в школе, их мощность, режим работы.
Основные приборы, потребляющие электроэнергию в школе
№ п.п. |
Название электроприбора |
Мощность ( Вт ) |
Количество |
Режим работы |
Место расположения |
1 |
Компьютеры |
220 |
16 |
8.00-16.00 2 ч. в неделю 8.00-14.00 2 ч. в неделю 8.00-16.00 |
Кабинет информатики, начальных классов, кабинет логопеда, методический кабинет, библиотека, лаборантская технического труда, канцелярия |
2 |
Лобзик электрический |
100 |
2 |
2 ч. в неделю |
Кабинет труда |
3 |
Морозильник |
80 |
1 |
постоянно |
столовая |
4 |
Плита |
12000 |
1 |
8.30-13.00; 14.30-16.00 |
кухня |
5 |
Станок электрический |
1100 |
2 |
1 ч. в неделю |
Кабинет труда |
6 |
Телевизор |
100 |
2 |
1ч. в неделю 30 мин. В неделю |
Кабинет истории Кабинет математики |
7 |
Холодильник |
120 |
1 |
постоянно |
столовая |
8 |
Швейная машина |
40 |
6 |
2 ч. в неделю |
Кабинет труда |
9 |
Электродрель |
800 |
1 |
1 ч. в неделю |
Кабинет труда |
10 |
Электроутюг |
1300 |
2 |
1 ч. в неделю |
Кабинет труда |
7.Составили таблицу с указанием потребления электроэнергии в школе
Потребление электроэнергии в школе
№ п.п. |
Место расположения |
Название лампы |
Мощность |
Количество |
Режим работы (ч) |
1 |
Актовый зал |
L36W |
36 |
50 |
0,5 |
2 |
Библиотека |
L36W |
36 |
46 |
2 |
3 |
Гардероб для учащихся |
L36W |
36 |
6 |
1 |
4 |
Гардероб для учителей |
L36W |
36 |
2 |
1 |
5 |
Кабинет директора |
L36W |
36 |
8 |
2 |
6 |
Кабинет завуча |
L36W |
36 |
8 |
2 |
7 |
Кабинет социального педагога, психолога |
L36W |
36 |
28 |
1 |
8 |
Канцелярия |
L36W |
36 |
8 |
2 |
9 |
Кухня |
L36W |
36 |
16 |
2 |
10 |
Лаборантские |
L36W |
36 |
54 |
0,5 |
11 |
Лестничные площадки |
L36W |
36 |
18 |
1 |
12 |
Подсобные помещения |
L36W |
36 |
16 |
0,5 |
13 |
Спортзал |
L36W Лампа накаливания |
36 60 |
44 4 |
1,5 0,5 |
14 |
Душевая |
L36W |
36 |
8 |
0,5 |
15 |
Бытовка |
L36W |
36 |
4 |
0,5 |
16 |
Столовая |
L36W |
36 |
36 |
1 |
17 |
Учебные кабинеты |
L36W |
36 |
581 |
1,5 |
18 |
Пионерская комната |
L36W |
36 |
8 |
0,5 |
19 |
Раздевалки |
Лампа накаливания |
60 |
6 |
1 |
20 |
Туалеты |
Лампа накаливания |
60 |
22 |
1 |
21 |
Кладовая |
L36W |
36 |
10 |
0,5 |
22 |
Музей |
L36W |
36 |
34 |
0,5 |
23 |
Коридор |
L36W |
36 |
144 |
1 |
24 |
Методический кабинет |
L36W |
36 |
4 |
1 |
25 |
Учительская |
L36W |
36 |
10 |
8.В рекреации школы на втором этаже на стенде «Уголок энергосбережения» на схематичном плане школы обозначили основные приборы, потребляющие электроэнергию, в таблице указали их мощность и режим работы.
9.На сайте учреждения образования и на стенде в общедоступном месте разместили информацию о потреблении электроэнергии в школе.
10.Подготовили фотоотчёт о проделанной работе.
В.В. Орлов, учитель физики и информатики
Анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе