Оказание психологической помощи подросткам при употреблении ПАВ
Кто такой зависимый человек?
Человек не может самостоятельно избавиться от зависимости. Ему нужна помощь посторонних: медиков, психологов, родителей, социального окружения. Хотя он часто говорит, что, если захочет сможет бросить, но в жизни это не так. И как правило если его оставить без поддержки он катится по наклонной плоскости в сторону зависимости.
Он испытывает физические и эмоциональные страдания, если не может удовлетворить зависимость. У него плохое самочувствие, психологически он угнетен, тревожен, раздражен.
Его поведение подчинено одной цели удовлетворение зависимости. Он говорит что угодно, но в рамках поведения можно понять он все делает, чтобы выпить, принять дозу наркотиков.
У него формируется определенное социальное окружение, которое разделяет его психологические установки и способы удовлетворения зависимого поведения.
В качестве основной формы работы с несовершеннолетними, имеющими наркологические расстройства выступает
индивидуальная психокоррекция.
Главной задачей психокоррекционной работы является развитие опыта жизни без ПАВ и искусство сопротивления влиянию наркотической среды.
В своей работе для решения этих задач психолог использует следующие направления:
- формирование мотивации к лечению;
- развитие навыков самостоятельного и ответственного поведения;
- тренировка социальных навыков (тренинг отказа);
- обучение приемам и способам расслабления и преодоления стресса;
- развитие творческого потенциала личности;
формирование здорового образ жизни.
Факторы, затрудняющие оказание психологической помощи при употреблении ПАВ
Пока пациент продолжает употреблять ПАВ, практически невозможно и неэффективно проводить терапевтические мероприятия. Поэтому с первых дней лечения необходимо стремиться к отказу от употребления психоактивных веществ.
Имеет значение и характер обращения. При добровольном обращении можно в гораздо большей степени рассчитывать на сотрудничество со стороны пациента, чем при принудительном лечении.
В ходе самой терапии пациенты продолжают поддерживать связи со своими друзьями и посещать компании, в которых потребляют ПАВ, вести образ жизни, поддерживающий зависимость. Это неизбежно приводит к срывам в лечении и возобновлению потребления ПАВ.
Слабая мотивация. Прежде чем приступать к медикаментозному лечению, проведению психологической коррекции, необходимо провести психологическую работу по формированию у пациента готовности к изменениям. Затем необходимо всячески повышать и поддерживать мотивацию пациента к лечению, побуждать его к оценке создавшегося положения, к осознанию всех негативных последствий дальнейшего потребления, а также позитивных долговременных последствий лечения. Поддержание и усиление мотивации необходимо проводить на протяжении всего курса терапевтических мероприятий и побуждать пациента к воздержанию от потребления ПАВ и после окончания лечения.
Выделяют несколько фаз готовности к изменению у попавших в зависимость от психоактивных веществ:
1. Отсутствие осознания проблемы. Пациент не воспринимает употребление ПАВ как проблему и считает это нормальным. Наиболее действенным в таких случаях оказывается воздействие на пациента через факторы окружающей среды (например, административные меры давления).
2. Становление проблемы. Пациент начинает наблюдать за собой, взвешивает все «за» и «против» относительно потребления ПАВ. Важно обсуждение и подчеркивание негативных последствий потребления ПАВ и положительных последствий отказа от них. Следует выяснить ожидания пациента относительно лечения и прийти к соглашению в отношении индивидуальных целей терапии.
3. Начало лечения. Пациент понимает необходимость в терапевтической помощи и готов к сотрудничеству. На этой фазе эффективно проводить обучение навыкам и умениям, необходимым для ведения самостоятельного образа жизни без зависимости. Поэтому следует пациенту помочь в планирование своего будущего, в организации нового образа жизни.
4. Поддержание лечебных целей (готовность к поддержанию изменений). На этой фазе следует оказывать содействие в минимизации риска рецидивов (наблюдение и избегание критических ситуаций, тренинг навыков отказа); вырабатывать навыки и умения для преодоления рецидивов.
5. Рецидивы. Так, ситуация риска, для которой не имеется адекватной стратегии совладания, ведет к пониженной оценке самоэффективности, и одновременно к позитивным ожиданиям относительно приема психоактивных веществ. Все это повышает вероятность того, что вновь начнется употребление веществ и появится, обусловленный этим, синдром неудавшейся попытки воздержания, после чего всегда на много труднее, чем первый раз, возобновить лечение.
Помимо индивидуальной психокоррекции также используется: семейное консультирование,
групповая психокоррекция, консультации по телефону доверия
Социотерапия
Злоупотребление психоактивными веществами у пациентов нельзя рассматривать в отрыве от того определенного социального окружения, в котором формируется и поддерживается подобное поведение. Семья, окружение, коллеги оказывают определенное влияние на пациента и могут способствовать либо препятствовать потреблению ПАВ, поэтому решать такие проблемы лучше с учетом и использованием социальных взаимосвязей.
При проведении социотерапии большую роль играют:
-группы самопомощи (анонимные алкоголики/наркоманы)
-работа с созависимыми родственниками
-профилактические мероприятия по предупреждению зависимого поведения
Возможно, наиболее эффективным подходом в лечении расстройств, вызванных злоупотреблением психоактивными веществами, должна быть их профилактика.
ВАЖНО! Не превращать ПРОФИЛАКТИКУ в РЕКЛАМУ ПАВ.
Куда обратиться за помощью?
Детский республиканский телефон доверия 8(017) 246-03-03
Витебский областной телефон доверия 8(0212) 61-60-60
Детское психиатрическое отделение с дневным стационаром 8(0212) 61-45-82
Детское наркологическое отделение с дневным стационаром 8(0212) 68-94-38
Центр здоровья молодежи 8(0212) 57-24-71
</article>